пн-пт с 08:00 до 21:00 Заказать звонок
Лесная Адрес: Лесной пр-т, 65, БЦ "Лесной", оф. 319. Посмотреть на карте

Ответственность за фиктивность юридического адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица

Вопрос: проконсультируйте пожалуйста, наша организация (ООО) имеет юридический адрес в Санкт-Петербурге, но офис нашей фирмы находится в Ленинградской области, и действует оно, в основном, в области. Не нарушены ли в этом случае нормы уголовного, гражданского или налогового законодательства? Должно ли предприятие стоять на учете в налоговом органе по месту фактического нахождения, и если да, то каков порядок постановки на учет? С уважением, Ольга Владимировна.

Как вы указываете, ваше  предприятие с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью имеет юридический адрес в Санкт-Петербурге. Это значит, что оно регистрировалось в качестве юридического лица в регистрационном органе, находящемся в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа в Обществе должен являться адрес в Санкт-Петербурге. Однако вы пишете, что предприятие действует в Ленинградской области. Это значит, что его исполнительный орган также находится в Ленинградской области. Вот первое  нарушение норм гражданского законодательства.

Обратимся к нормам налогового законодательства. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, установленном Правительством РФ.

Как мы уже выяснили, местом нахождения вашей организации (согласно документам о государственной регистрации) является адрес в Санкт-Петербурге, а значит, и налоговая инспекция, в которой вы состоите на учете, находится в Санкт-Петербурге. Однако о каком налоговом контроле может идти речь, если деятельность ваше Общество осуществляет и находится в Ленинградской области. Вот и вторая нестыковка с нормами уже налогового законодательства.

Итак, местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации вашего постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, является Санкт-Петербург. Информация об этом содержится в государственном реестре юридических лиц.

Обратите вниманиеЗаписи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Также согласно п. 19 Правил регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в Государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.

Офис вашего предприятия, а значит, и постоянно действующий исполнительный орган (например, Генеральный директор) находятся в Ленинградской области.

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обязательное хранение ряда документов в обществе должно осуществляться в месте нахождения его единоличного исполнительного органа или ином известном и доступном участникам общества месте. В вашем случае, согласно данным, содержащимся в Государственном реестре юридических лиц, этим местом является Санкт-Петербург.

Это означает, что любое должностное лицо, которое в соответствии с законом имеет право на ознакомление с документами Общества, изъявившее желание посетить ваше предприятие, просто не найдет его в месте, указанном в Государственном реестре юридических лиц.

Отсюда следует, что руководство вашего предприятия нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства. Кроме того, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, должностное лицо предприятия может нести уголовную ответственность.

Так, ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" предусматривает, что:

  1. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч., либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;
  2. то же деяние, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" разъясняет: "Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам). Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности".

Обратите вниманиеКроме того, в п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записано, что юридическое лицо в течение 3 дней с момента изменений в сведениях, содержащихся в государственном реестре юридических лиц, в том числе и изменений, касающихся местонахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения.

Таким образом, вашему Обществу, изначально зарегистрированному в Санкт-Петербурге, а позже поменявшему местонахождение указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа на Ленинградскую область, необходимо легализовать это изменение, т.е. подать соответствующие сведения в регистрационный орган в Санкт-Петербурге, который изначально регистрировал предприятие.

Эта процедура называется государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, итогом которой является внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, получение нового Свидетельства о государственной регистрации соответствующих изменений, а также Свидетельства о постановке на налоговый учет в той налоговой инспекции Ленинградской области, которая территориально относится к местонахождению вашего постоянно действующего исполнительного органа. Если вы пройдете эту процедуру, то деятельность вашего предприятия будет приведена в соответствие с требованиями законов.

Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

Материалы